Опыт эксплуатации электромобилей в холодных странах

Россия не является единственной страной с холодным климатом. Поэтому у нас есть опыт использования электрокаров, как от наших соотечественников, так и жителей Канады, Финляндии и Норвегии.

Многие автопроизводителя специально «затачивают» электрокары под вождение в морозы. Так называемый «зимний пакет» чаще всего предусматривает:

  1. Автоматический подогрев батареи во время стоянки.
  2. Ограничения по максимальной скорости, рекуперации и зарядке. «А как же заряжать электромобиль зимой, если эта функция на блоке?!», – спросит возмущённый водитель. Не переживайте, это сделано для того, чтобы продлить срок жизни аккумулятора. После минимального прогрева эти функции разблокируются и вы сможете насладиться всеми возможностями своего «электрического друга».
  3. На парковке с подключённой зарядкой батарея не заряжается, но подогревается от сети, а не собственной энергией.

Но даже при отсутствии зимнего пакета, есть вполне рабочий способ для комфортной эксплуатации электрокара в холодный сезон:

Webasto. При поступлении сигнала начинается подача в камеру сгорания. Тёплый воздух направляется по трубкам, которые, в свою очередь, прогревают батарею до рабочих режимов. Кстати, у Tesla есть электрический аналог Webasto – обволакивающий нагреватель на 5 кВт.

Пока в процессе разработки следующие варианты:

  • «Коктейль» электролита с антифризом. Чтобы снизить вязкость электролита внутрь ячеек добавляется антифриз. Но пока не решится проблема совместимости антифриза с электролитом, материалами из которых изготовлены анод, катод и сепаратор, такой способ ещё не жизнеспособен.
  • Твердотельные батареи. Твердые электроды, совмещённые с твёрдым электролитом, представляются идеальным вариантом для русской зимы. Но технология изготовления пока недостаточно развита, чтобы запустить серийное производство твердотельных аккумуляторов.

Использование электромобилей зимой не является чем-то экстраординарным. При грамотном подходе электрокар будет служить вам верой и правдой в любое время года. Никто из владельцев авто с электродвигателем из Норвегии, Исландии, Канады или Финляндии не вернул свою машину в автосалон из-за невозможности использовать её зимой. Следуйте обычным и несложным правилам и тогда вашему электромобилю не будут страшны никакие морозы. Фото: @Hanni via Twenty20

Как правильно ездить зимой на механике

Многие автомобилисты считают, что на механике ездить намного безопаснее. В этом случае водитель сам решает, когда нужно переключать скорость, так как «автопилота» в машине нет. Как только автовладелец решает притормозить, машина сразу «слушается» его. Рассмотрим, как правильно ездить зимой на автомобиле с механической коробкой передач, и каким правилам вождения нужно следовать.

Движение по сухой поверхности. «Торможение двигателем» — идеальный вариант снижения скорости зимой на сухой дороге. Что это значит? Вы нажимаете на педаль тормоза, при этом оставаясь на повышенной передаче. Скорость переключаете только тогда, когда стрелка на тахометре достигнет номинальной отметки для текущей передачи. Этот способ также хорошо подходит для торможения во время движения на высокой скорости. Кроме того, если вам будет необходимо сразу же начать движение, у автомобиля останется достаточно мощности для этого.

Движение по обледенелой поверхности. Чтобы начать движение по скользкой дороге, желательно держать педаль сцепления немного дольше. Благодаря этому колеса будут меньше скользить, и машина быстрее тронется с места.

Остановка. Выше мы уже говорили о том, как правильно тормозить зимой. Сначала нужно включить пониженную передачу скорости, а затем плавно несколько раз нажимать на педаль тормоза. Это позволит вам избежать блокировки колес. Бывают случаи, когда необходима быстрая остановка на скользкой дороге (например, неожиданное появление пешехода). Для этого необходимо также перейти на пониженную передачу, затем резко и быстро нажать на педаль тормоза. Через секунду нужно повторить этот маневр еще и еще, и так до тех пор, пока автомобиль полностью не остановится. Если вы нажмете на тормоз один раз, то ваша машина остановится не сразу, а будет еще некоторое время скользить по дороге.

Техника вождения. Зимой руль поворачивать нужно плавно и аккуратно, угол поворота должен быть небольшим. Резкие движения на скользкой дороге могут привести к блокировке колес.

В холодное время года может произойти пробуксовка колес при движении по снегу. Выбраться из сугроба бывает нелегко. Главное, не допускать самую распространенную ошибку: многие водители при возникновении такой ситуации начинают еще сильнее нажимать на газ. Это приводит к тому, что автомобиль просто «зарывается» в снег. Что делать? Нужно раскачать автомобиль взад-вперед. Плавно нажимайте на педаль газа и сцепления, затем отпускайте, и так несколько раз. И не допускайте прокручивания колес. Если вдруг автомобиль забуксовал, отпустите газ, а затем плавно попробуйте снова двинуться с места.

Движение с горы и в гору. Ехать с горы обязательно нужно на включенной передаче, чтобы не позволить автомобилю быстро набрать скорость и скользить по дороге. Кроме того, это позволит вам быстро среагировать при возникновении опасности на трассе. Что касается поездки в гору, чтобы преодолеть возвышенность, нужно нажать на газ одновременно со сцеплением – причем на газ сильнее, чем обычно. Переключайте передачу на повышенную только тогда, когда количества оборотов будет больше, чем нужно для переключения, так как при езде в гору транспортное средство быстро теряет скорость.

Важно: использовать нейтральную скорость зимой категорически запрещено. Это может привести к серьезным последствиям.

Можно ли использовать электромобиль суровой зимой

С учетом сказанного легко подвести итог, подходят ли электромобили для суровой зимы 2021 года, и можно ли их вообще использовать в сильные морозы. Как отмечают владельцы таких авто, при соблюдении определенных правил (рассмотрены выше) трудностей быть не должно. Но стоит учесть, что даже у Теслы при температуре -36 градусов Цельсия расход заряда увеличивается на 50%. Это значит, что и проехать можно будет вполовину меньше пути. Для автомобилей, у которых даже в хорошую погоду запас хода составляет не более 150-170 км, это реальная проблема. Нужно следить за зарядом и контролировать пробег.

Теперь вы знаете, можно ли зимой ездить на электромобиле, чем опасен мороз для аккумуляторной батареи, и как можно защитить машину от неприятностей. При следовании советам в статье можно ездить на такой машине даже при -40.

Как эксплуатировать электромобиль зимой

Оптимальный вариант — оставить электрокар в теплом гараже и дождаться тепла. Если такой возможности нет, и на машине нужно ездить, необходимо знать особенности эксплуатации электромобиля в зимних условиях.  Ниже приведем главные рекомендации, о которых должен знать каждый автовладелец.

Определитесь с местом хранения

В морозы электрокар должен стоять в отапливаемом гараже, где поддерживается плюсовая температура. В таком случае аккумуляторная батарея не будет так быстро разряжаться.  Кроме того, сама зарядка источника питания будет занимать меньше времени, а это позволит сэкономить на электричестве.

Правильно заряжайте АКБ

Эксплуатация электромобилей в мороз требует правильного подхода к зарядке источника питания.

Судя по отзывам, электромобили в морозы нельзя долго бросать на улице, а потом пытаться зарядить замерзший аккумулятор. Если его температура опустилась ниже нуля, попытка зарядки может привести к следующим последствиям:

  1. Снижение способности принимать заряд из-за возросшего сопротивления.
  2. Возможный отказ накопления емкости.
  3. Повышение риска КЗ в батарее, что может вывести ее из строя.
  4. Увеличение риска износа и т. д.

Даже если проблема не проявится сразу, в дальнейшем трудности могут быть связаны с перезарядкой в дальнейшем, повреждением ячейки, снижением безопасности применения, уменьшением запаса хода и т. д.

Оптимальная температура для зарядки — от +10 и выше. Для ее достижения разработчики предусматривают специальные нагреватели для поддержи температурного режима на нужном уровне.

Включайте обогрев заранее

Используйте дистанционное управление, чтобы за 10-15 минут до поездки включить обогрев. Этого времени достаточно для прогрева подкапотного пространства и приведения всех элементов в рабочее состояние. Команду можно дать из офиса или дома, а после сесть в автомобиль и сразу отправиться в путь.

Используйте рекуперацию энергии

Суть опции состоит в том, чтобы замедлять ход автомобиля без применения тормозной системы. Иными словами, для снижения скорости используется рекуперативное торможение, позволяющее уменьшить до 15% емкости аккумуляторной батареи. Такая опция в мороз может быть полезной, когда из-за охлаждения АКБ уменьшается запас хода.

Правильно используйте климат-контроль

Всё-таки климат-контроль и кондиционер сильно отличаются друг от друга и внешне, и принципами работы. Поэтому помните, что включение отопления в холодную погоду повышает расход источника питания. Но и мерзнуть в машине в мороз не стоит. Для повышения эффективности желательно направить энергию на обогрев каких-то конкретных участков, к примеру, рулевого колеса и сидений. В таком случае можно сэкономить энергию.

Используйте энергосберегающие опции

При эксплуатации электромобиля в мороз используйте энергосберегающие функции. Они позволят уменьшить расход АКБ и тем самым увеличить запас хода даже в холодную погоду. При этом езда зимой на большой скорости и с активными ускорениями все равно не рекомендуется.

Ставьте машину на солнце

Зная, как ведет себя электромобиль в мороз, старайтесь использовать все возможные способы нагрева. К примеру, если вы заезжаете на стоянку, старайтесь поставить транспорт на солнце, чтобы обеспечить ему дополнительный нагрев. Теплые лучи способны сделать свое дело даже в холодную погоду.

Проводите технический осмотр перед холодами

Перед эксплуатацией машины в мороз необходимо провести предварительное техническое обслуживание

Особое внимание уделите аккумуляторной батарее, тормозной системе и состоянию протектора. Также проверьте давление в шинах, чтобы оно соответствовало требованиям завода-изготовителя

Осознанное вождение

Все обладатели электрифицированных машин признаются, что владение электрокаром учит их осознанности. Вне зависимости от модели электромобиля, поездки в зимнее время приходится планировать заблаговременно.

Вот главное правило для холодного времени года: доберись до места назначения как можно быстрее, избегая на своём пути пробок и уменьшая время функционирования отопителя, отбирающего у источника питания львиную долю энергии.

«Я, совершаю крюк по пустым дорогам, что по километрам получается больше, но экономичнее при температуре ниже -25 градусов и скорости не выше 60-70 км/ч» — делится своими откровениями один из владельцев электрокара. При этом он добавляет, что в тёплую погоду пробки для электрокара не являются существенной проблемой — чем медленнее вы едите, тем больше удастся проехать.

Ещё одно правило: если есть возможность подзарядиться, обязательно сделайте это. Тут дело в том, что подключение к сети, не даст аккумулятору замёрзнуть при морозе. Но, если электрическая машина не простаивает больше одной ночи на холоде без подключения к сети, то она запустится без промедлений, в отличие от того же авто с ДВС.

Электромобиль зимой: основные сложности

Правильной температурой для эксплуатации литиево-ионных батарей, которыми комплектуются электрокары, считается диапазон от +10 до +20. Но на них ездят и зимой. Владельцы электрокаров признают, что в — 10 заявленное количество км, которое способна выдать полностью заряженная машина, падает более чем вдвое. И это следует учитывать. Проблема здесь не столько в падении заряда, но и в необходимости протапливать весь автомобиль и саму батарею, на что тратится много энергии.

Народные решения

  • Отопление в машине. Если автовладелец ничего не имеет против бензина, то в электрокар устанавливается дополнительный бак и отопительная система, которая подогревает салон и сам аккумулятор. В комплекте к такому набору устанавливают систему принудительного отключения отопления от самого аккумулятора. Это позволяет существенно увеличивать продолжительность работы на морозе.
  • Утепление машины. Снижение теплопотерь тоже позволяет экономить ресурс аккумулятора: заделывание всех возможных мест утечки тепла позволяет заводиться без долгого разогрева. Это особенно хорошо работает с машинами Tesla, которые не заводятся, пока аккумулятор не нагреется. Интересный момент, что зимний пробег у Теслы падает незначительно в сравнении с конкурентами.

Тратьте энергию эффективно

Ограничьте подогрев салона

Возможно, нет смысла прогревать салон зимой до +25 градусов по цельсию? Вы ведь и так, наверняка, тепло одеты. Установите климат-контроль, например, на 18 градусов и вы сможете проехать на одном заряде значительно большее расстояние. Поэкспериментируйте с подогревом сиденья и руля. Возможно их использование сильно снижает запас хода. Или наоборот, может оказаться комфортным не включать подогрев салона вовсе, используя только подогрев «зон контакта», ради сохранения километров пути.

Используйте режим экономии энергии и рекуперацию

Большинство электрокаров оборудованы режимом «Eco», который позволит проехать наибольшее расстояние на одном заряде аккумулятора в ущерб динамике.

Отдайте предпочтение рекуперативному торможению, используя торможение колодками только при необходимости. Это позволит вспомнить несколько процентов запаса хода в пути. Советы из этого пункта статьи актуальны в любое время года.

Чаще заряжайте электрокар

Этот очевидный совет становится еще актуальнее зимой. Используйте каждую возможность пополнить заряд АКБ, чтобы не «встрять» в пути.

Популярные системы автономного отопления для электрокаров

Webasto Thermo Top Evo

Эта аппаратура может работать как на бензине, так и на дизельном топливе, в зависимости от модификации. Самая популярная дизельная модель может спалить 0,2-0,4 литра горючего в час. Бензиновая вариация устанавливается реже по причине повышенной пожароопасности, но у неё есть и ряд преимуществ: ей не страшен мороз и горелка в таком оборудовании прослужит дольше.

У Ниссан Лиф, Webasto Thermo Top Evo устанавливается в подкапотное пространство, а в качестве топливных баков, как правило, используются садовые канистры на 5-7 литров. GSM модуль позволяет управлять системой обогрева прямого с мобильного телефона.

Приобрести можно в среднем за 430 американских долларов, за монтаж на сервисе придётся дополнительно отдать 250$.

Dedsa D-060 1.8 кВт

Автономный обогреватель от Mercedes Sprinter 2006-2018 гг, работающий на ДТ. Палит 0,15-0,3 литров в час. От предыдущего варианта отличается по минимуму, в той же ценовой категории.

PLANAR

Серия воздушных автономных отопителей изготовленных в России. Стоят они дешевле немецких конкурентов, на зато у них скромнее оснащение и меньше гарантия. Расход соляры: 0,12-0,514 литров в час. Приобрести можно имея на кармане минимум 270 долларов.

Когда целесообразно устанавливать?

1. Вы проезжаете более 70 километров в день, а между заездами возможности подзарядиться нет.

2. Очень суровые климатические условия эксплуатации.

3. Сломался заводской отопитель. Как правило, это ТЭН, соизмеримый по затратам с автономным отопителем.

Насколько сокращается запас хода электрокара в зимний период и из-за чего это происходит

К сожалению, пробег на одном заряде зимой действительно сокращается и происходит это по целому ряду причин:

1. Увеличивается энергопотребление

Почему это происходит? Да всё просто на самом деле: львиная доля электроэнергии будет уходить на обогрев внутреннего пространства электрокара. Если зима выдалась особенно суровой, то печку придётся раскочегаривать по полной, что в некоторых случаях может сократить пробег на одном заряде вдвое!

Как можно выгодно выйти из этой ситуации? Прогревайте салон авто тогда, когда происходит его подзарядка. Лучше всего это делать во время зарядки от домашней розетки. Конечно, можно внедрить в электрический автомобиль альтернативную систему обогрева, но вряд ли кто-то захочет приобретать такую вещь в, итак, не дешёвый электрокар.

В общем, прогревайте внутреннее пространство заранее — так будет удобней и выгодней!

2. Не доступна регенерация энергии

Источник питания установленный на электромобиле может подзаряжаться с помощью регенерации при «плюсе» за бортом. С понижением температуры, мощность зарядного тока будет падать: при минус десяти градусах, этот показатель упадёт в два раза, а вот если столбик термометра опустится ниже минус пятнадцати, на рекуперацию можно не рассчитывать вообще.

3. Понижение ёмкости электробатареи

Больше всего аккумуляторная батарея страдает в холодном состоянии. Практический опыт показывает, что когда температура падает ниже -25 градусов, двигатель электромобиля уже запустить не получится. Здесь нужно сделать уточнение: чтобы такое недоразумение состоялось, авто должно простоять с заряженной АКБ на морозе несколько суток.

Когда автомобиль находится в движении, температура электронакопителя повышается и стабилизируется работоспособность источника питания. При отрицательной температуре окружающей среды в этом случае, аккумулятор страдает практически так же, как и при обыкновенной эксплуатации.

Морозы и электромобиль

Литий-ионные аккумуляторы сконструированы таким образом, что могут оптимально работать даже в суровых реалиях Российской Федерации: диапазон от -20 до +60 градусов считается абсолютно нормальным диапазоном. Конечно, наша погода «радует» нас своим непостоянством – днём могут быть комфортные -10, а ночью  температура воздуха охладится до -30. В таких случаях, естественно, часть ваши аккумуляторы в электромобиле потеряют часть заряда. Однако, есть ряд «лайфхаков» для водителей электрокаров.

  1. Будьте внимательны. Следите за температурой батареи. Электромобилю тоже нужен небольшой прогрев, чтобы аккумуляторы прогрелись до рабочей температуры.
  2. Подготовка решает. Электромобиль зимой должен быть готов к нашим условиям. Проверьте целостность дна авто на предмет трещин и повреждений для защиты батареи от снега и реагентов.
  3. Следите за уровнем заряда. Конечно, зимой аккумуляторы разряжаются чуть быстрее, поэтому перед началом поездки оцените запас хода, чтобы добраться до точки назначения без приключений.
  4. Если есть такая возможность, то лучше всего держать электрокар в крытом боксе, гараже или подземном/наземном паркинге. Даже неотапливаемый гараж сохраняет тепло, из-за чего сократится время на прогрев, и вы сэкономите заряд.

Подогрев тягового аккумулятора

Запас хода электромобиля в мороз уменьшается из-за снижения эффективности работы тягового аккумулятора. Кардинальным способом решения проблемы переохлаждения аккумулятора является, разумеется, его принудительный подогрев. Существуют несколько систем подогрева тягового аккумулятора электромобиля.

Заводская система подогрева

У некоторых автомобилей, например, у Tesla, с завода устанавливается система подогрева АКБ. Она может быть жидкостная или «сухая», с использованием ТЭН, подогревающих ячеек или кабелей. Примечательно, что та же Tesla Model S подогревает аккумулятор во время простоя, чтобы водитель мог быстрее прогреть салон, а АКБ работала на полную мощность

Webasto и аналоги

В «холодных» регионах многие владельцы электромобилей устанавливают систему подогрева Webasto. Да, ту же самую систему, которая так популярна у «северных дизелистов». Получается при совсем крошечном расходе бензина в электромобиле будет тепло, а запас хода почти не уменьшится по сравнению с летом. Да, после установки такой системы ваш авто нельзя будет уже назвать совсем «зеленым», но далеко не у всех автолюбителей, купивших электромобиль, основная причина — сохранение экологии. Кроме того, с такой системой вы всё равно будете расходовать как минимум в 10 раз меньше углеводородного топлива, чем машины с ДВС.

Самопальная система

Некоторые умудряются подогревать АКБ при помощи оборудования, специально для электромобилей не предназначенного. В этом случае возникают вопросы утепления системы зимой и снятия термоизолятора летом, а также безопасности такой системы.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.