Третий уровень цифровизации

Чтобы попасть на третий уровень цифровой трансформации, компаниям нужно корректное описание бизнес-процессов и четкая ИТ-стратегия.

Такая стратегия разрабатывается на трех организационных уровнях:

  1. корпоративном (уровень стратегического управления компании);
  2. деловом (уровень бизнес-единицы);
  3. функциональном (уровень отдела компании: маркетинг, сбыт, логистика и так далее).

ИТ-стратегия нужна, чтобы не слить бюджет, оцифровывая все процессы без расстановки приоритетов. При ее разработке необходимо выполнить анализ и определить, какие конкурентные преимущества есть на всех уровнях, и какие инструменты подойдут для каждого из них.

Например, отделу маркетинга точно нужна CRM-система. Она поможет выстраивать отношения с клиентами, автоматизировать бизнес-процессы, управлять финансами, отправлять рассылки покупателям и сообщать им о новых предложениях и акциях.

Для финансового департамента CRM может быть не нужна, но им не обойтись без учетной системы и финансовых инструментов, чтобы вести бухгалтерию и планировать бюджет.

Индустрия 4.0

Для большинства компаний третий уровень цифровизации даст необходимые преимущества, чтобы успешно вести бизнес. Но чтобы стать цифровым гигантом и перейти на четвертый и пятый уровни, недостаточно лишь подготовить ИТ-стратегию, необходимо заложить в этой стратегии продвинутые инструменты автоматизации: предикативную самокоррекцию и открытые интерфейсы.

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

  • Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития, а в определении собственной траектории им поможет ИИ.
  • У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.
  • Родители улучшат контакт со школой.
  • Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов.
  • Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

LowCode

LowCode – технология, созданная несколько десятилетий назад, но получившая «второе дыхание» в условиях пандемии. Для быстрой разработки и интеграции приложений, автоматизации рабочих процессов бизнес обратился именно к LowCode.

Константин Чумаченко, генеральный директор NGENIX

«Топливом» для успешной цифровой трансформации станут платформенные технологии, которые позволяют сократить или исключить разработку и дают возможность создавать IT-продукты людям, сфокусированным на потребностях пользователей. Low-code/No-code-платформы и инструменты, доступные пользователям без технического бэкграунда, помогут ускорить выпуск новых продуктов.

Дмитрий Голубовский, генеральный директор TagesJump

Фактически LowCode – это графический интерфейс, в котором без труда может разобраться человек с базовыми навыками работы с данными. Это позволит часть рутинной работы переложить на плечи системных аналитиков и освободить хардкорных разработчиков для того, чтобы они могли заниматься более сложными интеграциями.

Согласно отчету OutSystems 2019/2020, 41% компаний используют ту или иную форму LowCode, и это число увеличивается с каждым годом, что вполне естественно в условиях цифровой трансформации.

Лично я вижу большие перспективы для успешной реализации проектов Digital Transformation в прогнозной аналитике и цифровых двойниках (digital twin), которые помогут моделировать различные ситуации и превентивно ликвидировать остановку рабочих процессов. Однако прежде, чем сделать выбор в пользу любой из технологий, нужно понимать, что цифровая трансформация выходит за рамки программного обеспечения и методик. Необходимо ставить конкретные цели, чтобы определить цифровую стратегию. Затем – сконцентрироваться на изменении мышления сотрудников. Именно они помогут вам в достижении целей цифровой трансформации бизнеса.

Цифровизация транспорта в ЕАЭС

Теме цифровизации транспорта на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) посвящен опубликованный в 2020 г. Департаментом транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) аналитический доклад «О принципах и подходах цифровой логистики в сфере транспортных услуг государств-членов ЕАЭС». Напомним, что в состав ЕАЭС входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика. В 2019 г. странами была разработана концепция экосистемы цифровых транспортных коридоров, а в январе 2020 г. утвержден план мероприятий по ее формированию. Завершается подготовка концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска.

В докладе отмечается, что если вчера потребителям транспортных услуг достаточно было вовремя отправить и получить в целости и сохранности груз, то сегодня они хотят отслеживать, в каком состоянии и где он находится, где и почему происходит задержка, как обеспечивается сохранность, и с учетом этой информации оптимизировать логистические процессы. Сделать это можно только путем цифровизации.

Беспилотный транспорт на дорогах

По мнению авторов доклада, самыми перспективными в сфере транспорта и логистики являются проекты по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС), систем автономного вождения и беспилотного транспорта, применение искусственного интеллекта, цифровых платформ, доставки дронами, использование больших данных.

Развитие ИТС предусмотрено транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. Отдельные мероприятия прописаны и в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — здесь речь идет, в основном, об обеспечении безопасности дорожного движения.

Тестирование беспилотного транспорта уже началось в отдельных регионах России. Одновременно разрабатывается нормативная база для эксперимента по беспилотной перевозке грузов в рамках «регуляторных песочниц». В списке пока не решенных вопросов порядок расследования нарушений ПДД с их участием. В работе участвуют крупнейшие российские компании, такие как «Сбер», «Яндекс», КАМАЗ, группа ГАЗ. Планируется, что первые беспилотники появятся на дорогах уже к 2024 г.

Доставка посылок автомобилем и коптером

Что касается дронов, то пока их можно использовать только при доставке грузов до 3 кг на 10–15 км в городской среде и 3–6 кг на 30–100 км в труднодоступных районах. Нормативная база для эксперимента по перевозке грузов до 500 кг только прорабатывается в рамках «регуляторных песочниц».

Как будет работать цифровой рубль

Формат работы цифрового рубля Банк России определил в апреле 2021 года.

  • Цифровым рублем смогут пользоваться банковские клиенты (физические и юридические лица) через свои кредитные организации.
  • Цифровые рубли будут хранится на специальном кошельке в ЦБ, а коммерческие банки выступят посредниками: они будут привлекать клиентов и взаимодействовать с ними, открывать и пополнять кошельки клиентов, исполнять поручения на переводы и проводить процедуры проверки для противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.
  • Цифровым рублем можно будет рассчитываться онлайн (через мобильное приложение банка) и офлайн. В последнем случае будет создан второй цифровой кошелек — на мобильном устройстве клиента. Чтобы его пополнить, необходимо перевести цифровые деньги с кошелька в банковском приложении и затем расплатиться. Более подробный механизм оплаты Банк России представит позже.
  • При этом ЦБ не планирует начислять проценты на остаток на счетах с цифровым рублем, как это делают коммерческие банки в отношении безналичных рублей. «Цифровой рубль задумывается как платежное средство с абсолютной мгновенной ликвидностью. Это средство, которое вы в полном объеме, в любой момент времени — 24 часа семь дней в неделю — можете перевести на свое усмотрение кому угодно», — говорит зампред Банка России Алексей Заботкин.

«Умные» города

Использование цифровых технологий в городском хозяйстве не менее эффективно, чем в крупных корпорациях. По данным McKinsey Global Institute, использование технологий «умного» города позволяет повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации на 20–35% и, как следствие, сократить число смертей от несчастных случаев на 10%. Также цифровые технологии позволяют сократить среднее время в пути на работу и с работы на 15–20% и снизить заболеваемость жителей города на 8–15%.

«Технологии «умного» города также дают возможность более эффективно решать локальные задачи. Например, счетчики воды на базе технологии интернета вещей позволяют жителям лучше контролировать свои расходы и не платить «за соседа», а управляющей компании — более эффективно планировать свои действия, избегать проблем в моменты пикового потребления и экономить средства, избегая дебиторской задолженности», — уверен Павел Иванченко.

Решение «Цифровой двойник города», созданное «МегаФоном», дает возможность спрогнозировать рост населения, учесть будущие потребности жителей и на основании предиктивной аналитики определить оптимальные модели строительства жилья, создания социальной и транспортной инфраструктуры и других систем. К такого же рода решениям относится сервис, который позволяет оценить объем туристических потоков в регион или город. Анализируя предпочтения туристов, город принимает решения о развитии туристической инфраструктуры в локациях, куда необходимо привлечь людей, об открытии новых туристических направлений, проведении массовых мероприятий и т.д.

Как пройдет локализация

Источник «Ведомостей» сообщает, что «Автотор» будет работать над локализацией электромобилей с Hyundai и Kia – своими традиционными партнерами, а также с несколькими другими производителями. В разработке находятся три проекта, но еще не ясно, какие из них доберутся до практической реализации.

«Автотор» начнет производство электромобилей и компонентов, для этого он увеличит инвестиции по СПИКу на 20 млрд рублей.

В будущем «Автотор» планирует выход на экспорт. «Сейчас уже завершается работа по внесению новых дополнений в СПИК, что позволит вывести предприятие на совершенно новый технологический уровень и позволит освоить совершенно новые рынки, которые пока еще не представлены ни на «Автоторе», ни в регионах и заводах России», — передает пресс-служба Минпромторга слова Антона Алиханова, губернатора Калининградской области.

На компанию «Автотор» приходится почти 50% всей выпускаемой товарной продукции в Калининградской области. Объем товарной продукции завода в 2020 г. составил 295 млрд руб. Компания была основана в 1994 г. Сегодня она выпускает легковые автомобили таких брендов как BMW, KIA, Hyundai, а также коммерческие автомобили Hyundai, Ford Cargo. Основной владелец «Автотора» – Владимир Щербаков.

СПИК, который «Автотор» заключил с Минпромторгом и правительством Калининградской области гарантирует компании налоговые льготы и поддержку условий ведения бизнеса со стороны властей в обмен на обязательства по локализации производства. Уровень локализации оценивается в баллах: за сборку двигателя, включая установку коленвала, — 25 баллов, за локализацию блока управления кузовной электроникой – 50 баллов. В случае локализации тягового электродвигателя «Автотор» сможет получить 100 баллов, тяговой батареи – еще 150 баллов.

Количество баллов определяет объем бюджетных промышленных субсидий, а также право участвовать в госзакупках и госпрограммах поддержки спроса. Ежегодно количество баллов для получения максимальных субсидий будет увеличиваться: в 2020–2021 гг. потребуется набрать минимум 1500 баллов, в 2022 г. – 2000, в 2023–2024 гг. – 2567 баллов.

Электрокары и гибриды: светлое будущее или скрытая угроза?

По прогнозам компании BloombergNEF (BNEF), к 2040 году доля электрокаров от числа проданных авто составит 58%. При этом автомобили на электротяге составят лишь треть от общего количества машин на дорогах в мире. На процесс влияет сразу несколько факторов:

  • Инфраструктура. Не все страны успеют ее подготовить. К примеру, в США это сделать проще, поскольку автовладельцы обычно живут в частных домах и могут поставить автомобиль на подзарядку на ночь. Еще первые серийные модели электрокаров , выпущенные в 1990-е годы, можно было подключить к обычной американской бытовой розетке. Сегодня возможностей стало еще больше, а в создании городской сети зарядных станций заинтересованы крупные игроки — например, Tesla. В России, как и во многих других странах, условия придется создавать с нуля.
  • Политика. Уже 13 стран объявили, что до 2040 года введут запрет на продажу новых автомобилей с ДВС. Остальные государства пока не готовы к таким радикальным мерам. К тому же такие решения могут нанести удар по экономике — например, переход на электрокары в Германии может оставить без работы десятки тысяч человек.
  • Технологии. Батареи становятся все более энергоемкими, скорость подзарядки увеличивается, а ключевые компоненты аккумуляторов, например, литий, дешевеют с каждым годом. Развитие технологий позволит электрифицировать общественный транспорт, а также даст толчок микромобильности. Аналитики BNEF полагают, что к 2030 году именно автобусы и двухколесный транспорт, а не легковые авто, составят основную долю рынка EV. С этим согласны и другие эксперты: они считают, что нужно делать ставку на электрификацию транспорта, поскольку им пользуется больше людей, а значит, и потенциальной пользы будет больше.
  • Экология. Проблема электрокаров заключается и в отсутствии исследований: пока нельзя точно оценить, как массовый переход на EV отразится на экологии. Электромобиль производит меньше выбросов, чем машина с ДВС, но потребляет электроэнергию, а для ее получения все еще применяются углеводороды. Так, эксперимент Volkswagen показал, что в Германии электрокар будет косвенно производить больше CO2, чем современный дизельный аналог. В странах с большей долей возобновляемых источников энергии результат будет лучше, но не существенно.

Другие исследования показывают, что в среднем при производстве бензинового авто генерируются выбросы, равнозначные 5,6 т CO2. В случае с электрокаром показатель уже составляет 8,8 т — и половина вырабатывается в процессе производства аккумуляторов. Решить проблему могут новые технологии, которые минимизируют углеродный след и позволят выпускать более долговечные батареи с использованием экологичных материалов.

Экономика инноваций

Как крупные бренды переходят на производство электромобилей.

Но в регионах, в которых возобновляемые источники энергии пока не распространены, EV вряд ли получат широкое распространение в ближайшие годы. Это касается России и ряда других стран, например, Мексики, Японии и Австралии.

Беспилотные автомобили

Разработки умных авто, которым не нужен водитель, ведутся многими крупными корпорациями — Google, Apple, «Яндекс». Не отстают от них и промышленные гиганты. Свои автономные транспортные средства активно разрабатывают мировые лидеры автопрома, например, Mercedes-Benz, Tesla и Toyota. Сегодня никого не удивишь новостью о тест-драйве очередного беспилотника, вопрос стоит лишь в том, когда подобные автомобили появятся на наших дорогах массово. Если исходить из тенденций последней пары лет, то сначала мы увидим в действии беспилотные грузовые автомобили дальнего следования, потом общественный транспорт (сегодня беспилотные автобусы уже тестируют в Швеции, Каталонии, Китае и даже в России). И только после этого на улицах появятся частные беспилотные автомобили.

Toyota не устояла

Toyota, крупнейший японский производитель автомобилей, также серьезно страдает от дефицита полупроводниковых компонентов.

19 августа 2021 г., как пишет Wall Street Journal (WSJ), компания объявила о том, что в сентябре планирует сократить производство автомобилей на собственных фабриках в США и Японии. Таким образом, объем выпускаемой продукции на родине Toyota уменьшится на 40%, а Северной Америке – на 40-60% (примерно 90 тыс. авто в натуральном выражении).

В период с 1 по 17 сентября будет остановлена главная сборочная площадка компания в городе Тойота (Япония), занятая в производстве кроссовера RAV4 и седана Corolla. Расположенный неподалеку завод Tsutsumi, специализирующийся на седанах Camry и Lexus ES, также временно прекратит сборку на это время. Как заявил представитель Toyota в разговоре с WSJ, сокращение производства не отразится на работниках упомянутых площадок.

Всемирный дефицит микрочипов затронул японского автогиганта едва ли не позже всех его конкурентов. Компания продолжительное время не прибегала к сокращению выпуска продукции, поскольку имела достаточное количество электронных компонентов в запасе, о чем заявляла в феврале 2021 г.

Что такое цифровые технологии и как они появились?

Основы современной двоичной системы счисления заложил математик Карл Лейбниц в XVII веке. В ХХ веке ее начали применять для программных вычислений: в 1941 году появился первый компьютер, а в 1948-м — первая программа для ЭВМ.

Тогда, в середине XX века, под цифровыми технологиями понимались те, где информация преобразуется в прерывистый (дискретный) набор данных, состоящий из 0 (нет сигнала) и 1 (есть сигнал). Их противопоставляли аналоговым, где данные — это непрерывный поток электрических ритмов разной амплитуды с неограниченным числом значений.

Но позже на смену этому пришло другое определение: цифровые технологии — это те, где информация «оцифровывается», то есть представляется в универсальном цифровом виде. Другой вариант — это все технологии, которые позволяют создавать, хранить и распространять данные. В свою очередь, аналоговые теперь — это те, где информация не унифицирована, а хранится и передается в разных форматах, под каждый тип носителя. К примеру, стационарный телефон — это аналоговая технология, а смартфон с интернетом — уже цифровая.

Говоря самым простым языком, к цифровым технологиям относят все то, что связано с электронными вычислениями и преобразованием данных: гаджеты, электронные устройства, технологии, программы. По сравнению с аналоговыми, цифровые технологии лучше подходят для хранения и передачи больших массивов данных, обеспечивают высокую скорость вычислений. При этом информация передается максимально точно, без искажений. Среди главных недостатков — высокая энергоемкость и негативное воздействие на климат.

Сейчас на долю дата-центров приходится около 0,3% мировых выбросов углерода. Они потребляют около 200 ТВтч в год — это больше, чем годовое потребление энергии в развивающихся странах. Однако к 2030 году этот показатель может вырасти до 20% от всего мирового спроса, что приведет к существенному увеличению выбросов.

Зеленая экономика

Цифровые технологии часто путают с информационными, но на самом деле одно является частью другого. К информационным относят все технологии, связанные с обменом информацией, даже с помощью аналоговых устройств. Например, светофор, сообщающий нам, когда можно идти — это информационное аналоговое устройство, а сервис, где мы отслеживаем пробки — тоже информационное, но уже цифровое.

По данным на 2021 год, через пять лет рынок технологий цифровой трансформации достигнет $3,7 трлн.

Первый уровень цифровизации

Запустить процесс цифровой трансформации сможет объяснение сотрудникам основных принципов цифровизации и мотивация руководителя. Согласно исследованию НАФИ, всего 14% руководителей заинтересованы в цифровизации бизнеса, но они часто ей пренебрегают, думая, что раз их предприятие и так зарабатывает деньги, то менять ничего не надо. Но тем самым они пренебрегают своим будущим успехом и расширением бизнеса. Осознать, что цифровая трансформация необходима — это уже первый шаг.

После этого нужно объяснить команде, зачем нужна цифровизация и как она поможет в работе, в том числе — упростит их деятельность. Чтобы обучить сотрудников и подготовить их к переменам, необходимо повысить «цифровой интеллект» (Digital IQ) компании:

  • поделиться с сотрудниками целями цифровизации;
  • рассказать о трендах и их важности;
  • показать основные инструменты для работы (такие как CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами и ERP — система управления предприятием);
  • создать общую для организации ИТ-стратегию;
  • рассказать, как будет проходить процесс, и выстроить правильную мотивацию;
  • донести важность лидерства компании в будущем и шаги, которые нужно для этого предпринять.

Экономика инноваций

ТОП-10 автомобильных технологий будущего

Компания «Gaming Realms» — создатель «Spin Genie», свидетельствует о том, что высококачественные технологии стали прочной основой будущего прогресса. Также многие эксперты предвидят решающее значение новых технологий в развитии интеллектуальных автомобилей и транспортной отрасли в целом.

Приближается время, когда уроки вождения будут проводить в цифровом виде, а виртуальные поездки станут обыденностью. Однако помимо виртуальной технологии, есть также другие революционные проекты будущего. Рассмотрим 10 лучших интеллектуальных автомобильных технологий, которые ожидаются уже совсем скоро.

Проект #1 – Контроль машины жестами

Широко известная компания «Audi» отметила систему голосовым управлением автомобиля вполне возможным явлением, когда впервые представила одну из своих концептуальных моделей ещё в 2011 году. Теперь уже на подходе другая интригующая инновация — улучшенный контроль жестами.

Эпоха сенсорных экранов начинается с конструкций автомобилей марки BMW и Audi, а закончиться обещает на всех транспортных средствах без исключения

Биометрические датчики и чувствительные к пальцам экраны теперь являются общими функциями на смартфонах и могут потенциально интегрироваться в конструкции смарт-автомобилей в ближайшее время. Компании «Audi» и «Mercedes-Benz» разрабатывают транспортные средства, которыми будет использоваться указанная технология.

Проект #2 – Информационное лобовое стекло

Этим проектом будущего предполагается добавить больше функциональности для смарт-автомобилей, используя технологию расширенного дисплея реальности. Имеется в виду вывод информации непосредственно на ветровое стекло.

Вывод информации на лобовом стекле — этот способ рассматривается первичным кандидатом на внедрение в конструкциях машин следующего поколения

Полезные сведения, например, дорожные карты, можно будет удобно просматривать без необходимости отвода взгляда водителя от наблюдения за дорогой.

Проект #3 — Обновления для приложений и прошивки

Уже вполне реально представлять автомобиль, автоматика которого сможет запускать специализированные приложения, выступающие некими прообразами такими смартфонных приложений. Станет доступной проверка информации от смартфонов, выводимая на дисплей лобового стекла автомобиля.

Отпадёт за ненадобностью информирование водителя автомобиля через дисплей смартфона. Вся информация будет выводится непосредственно на лобовое стекло

Программные драйверы организуют постоянное подключение к электронной почте, чат-платформам, цифровым картам. По сути, будущие автомобили превратятся в комнату на колесах, позволяя владельцам испытывать тот же уровень комфорта, который доступен дома.

Проект #4 – Листовые солнечные батареи

Электрические автомобили способствуют созданию устойчивой экологии на улицах городов. Поэтому актуальной остаётся надежда на создание тонких солнечных батарей, питающих энергетикой транспортное средство. Такая схема позволит избежать необходимости заряжать автомобили в течение длительного времени на точках зарядки.

Эту машину вполне можно называть солнечным транспортным средством, учитывая конструкцию корпуса, представляющего генератор энергии

Вместо этого солнце сможет управлять автомобилем в течение светового дня. Листовые батареи станут частью внешних панелей кузова машины. Поскольку листовые солнечные панели тонкие и гибкие, изготовителям не придется нарушать эстетику формы транспорта.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *