№ 36 от 9 сентября 2015 г.

Передачу о егорьевском иконописце подготовило центральное телевидение
«ЕК» не раз писал о егорьевском иконописце Александре Викторовиче Хлебникове. Одна из таких публикаций, размещённых в Интернете, попалась на глаза работникам канала «Культура», и в Егорьевск выехала съёмочная группа из Москвы. О том, как происходила съёмка передачи, и о своей сегодняшней работе Александр Викторович рассказал корреспонденту нашего еженедельника.

— Александр Викторович, были ли вы удивлены тем, что вами заинтересовались работники центрального телеканала?
— Да, для меня это было неожиданностью. Узнали они обо мне благодаря вашей газете, а моей телефон им дали в Егорьевском музее. Сразу скажу, что в передаче речь пойдёт не только обо мне, а о трёх иконописцах. Сама передача из цикла «Пряничный домик» будет называться «Возвращение иконы».
Как будет построен сюжет, точно сказать не могу – это будет зависеть от монтажа программы. Говорили же мы полдня о моей работе, о единоверческой церкви в деревне Осташово Воскресенского района, для которой я написал несколько храмовых икон. Рассказал я и о старообрядческих иконах, и об истории иконописи в наших краях и, в частности, об особенностях гуслицкого иконного письма. Еще дал работникам телевидения небольшой мастер-класс – показал этапы изготовления иконы и при них прорисовал лик.

— Насколько сложен и трудоёмок процесс написания иконы?
— Он достаточно длителен и сложен. Недаром раньше в иконных мастерских существовало разделение труда, и каждый из мастеров специализировался на своём деле. Дощечник изготавливал доски, левкасчик клеил поволоку и покрывал её левкасом. Иконописцы делились на тех, кто писал доличное, то есть одежду и позём, и личное – то есть лики и руки. Знаменщик делал надписи. Олифщик – покрывал готовую икону защитным слоем олифы. Сейчас такая специализация практически не встречается, и каждый иконописец является универсалом, выполняющим все виды этих работ, за исключением изготовления досок.

— Показывали ли вы москвичам свои работы и отреставрированные вами иконы?
— Да, конечно, показывал. Например, типичную для наших краёв трёхрядную икону с изображением Казанской Божьей Матери, Святого Георгия, Святого Никиты, а также, в среднем ряду, святых-покровителей членов семьи. Одна из таких икон находится сейчас у меня на реставрации. Написана она в конце XIX века, на заказ. На оборотной стороне указана сумма, которую запросили с заказчика – 62 копейки.

  • Трёхрядная икона гуслицкого письма в процессе реставрации, XIX век. Была написана на заказ за 62 копейки.

— Какие сюжеты наиболее часто встречаются на местных старинных иконах?
— Помимо упомянутых мною трёхрядных икон, чаще всего егорьевцы заказывали лики Казанской Божьей Матери и Вседержителя. Это неудивительно, так как именно этими иконами родители благословляли молодых. Такой обычай сохранился и по сей день, и иконы, уже нового письма, до сих пор часто заказывают к свадьбе.

— Какие иконописные сюжеты наиболее близки вам?
— Я всегда с радостью и благоговением берусь за написание образа Казанской Божией Матери. К тому же, с детства сильное впечатление на меня произвёл образ Богородицы Троеручица.
В народе ходит апокрифическая легенда о том, что когда Матерь Божья бежала от царя Ирода, повелевшего избить всех младенцев, она переплывала через реку на лодке. И в этот момент ей была послана третья рука, чтобы держать младенца, в то время когда она гребла двумя вёслами.

  • Икона Божьей Матери «Троеручица».

— А каково историческое объяснение этого иконописного канона?
— В VIII веке в Дамаске жил и занимал высокое положение при дворе Халифа преподобный Иоанн Дамаскин. Он слыл противником иконоборцев, выступал за почитание икон. Иконоборцы во главе с Византийским императором Львом III оклеветали его, и Халиф Дамасский повелел отрубить преподобному кисть руки. Отрубленную руку Дамаскин попросил отдать ему. Всю ночь молился Иоанн у иконы Матери Божьей, и к утру рука приросла. В память об этом чуде Иоанн изготовил серебряную руку и приложил её к иконе Богородицы. Так возник канон Троеручица, на котором рука Иоанна Дамаскина изображалась отдельно.

— Когда можно будет увидеть передачу с вашим участием?
— 12 сентября в 14.30 по телеканалу «Культура». Для тех, кто не сможет в это время включить телевизор, эта программа будет размещена в архиве сайта телеканала. 

Беседовал Алексей Марков. Фото автора.

от admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *